Четверг, 21.11.2024, 10:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

РМК

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Уважаемые коллеги

    Уважаемые коллеги!

    Президент Российской Федерации Д.А.Медведев отметил, что модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам и в этом процессе важнейшим элементом является школа. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

    На августовской конференции мы познакомились и обсудили предлагаемые направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». И вот 4 февраля 2010 года эта инициатива утверждена. Среди 6-ти основных направлений развития общего образования на первое место ставится переход на новые образовательные стандарты.

    В чем особенность новых стандартов? От действующих стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, в новых стандартах определены требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

    Новое понимание стандарта как системы требований закреплено в статье 7 Закона Российской Федерации «Об образовании».

    Изменились требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно). В ней предусматривается наличие 9 основных разделов:

    1) пояснительная записка;

    2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

    3) учебный план начального общего образования;

    4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

    5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

    6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

    7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

    8) программа коррекционной работы;

    9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Содержание каждого раздела основной образовательной программы определено в ФГОС НОО.

    Введение стандарта позволяет перевести формирование основной образовательной программы общего образования на абсолютно иной уровень. В соответствии с полномочиями, закрепленными в п. 5.2 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» субъекты Российской Федерации принимают участие в разработке примерных основных образовательных программ. Так, в феврале 2010г. Министерство образования и науки Республики Адыгея наряду с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации приняло участие в разработке Примерной основной образовательной программы начального общего образования в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей на основе ФГОС НОО.

    В соответствии с п. 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» на основе Примерной программы каждому общеобразовательному учреждению самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, предстоит разработать основную образовательную программу начального общего образования своего учреждения, с учетом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. При этом (еще раз обращаю ваше внимание) необходимо ориентироваться на новый перечень требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Кроме этого, при формировании содержания основной образовательной программы начального общего образования образовательному учреждению следует учитывать социокультурные особенности и потребности региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

    Следует особо подчеркнуть, что работа по формированию основной образовательной программы общеобразовательных учреждений является ключевым моментом при введении стандарта. Дело в том, что от того, насколько понятно школы сформируют эту программу, будет зависеть успешная реализация стандарта. Школы сегодня в большинстве своем не готовы к самостоятельной разработке такой программы. Наша задача - управленцев, методистов РМК подготовить руководителей и команды школ к созданию такой программы. Тем более, что времени у нас осталось совсем немного: с 1 сентября 2011г. стандарт должен быть введен во всех 1 -х классах общеобразовательных учреждений.

    Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит теперь не три, а две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую, в том числе, внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность предусматривает 6 направлений (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезное, проектное) и организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезная практика и т.д. На организацию внеурочной деятельности предусматривается 10 часов в неделю. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

    Новый ФГОС обеспечивает баланс между государственными языками, культурами малых народов Российской Федерации. Несмотря на то, что в новом БУП нет национально-регионального компонента, знакомство, изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей включено в содержание всех учебных предметов.

    В соответствии с федеральным стандартом результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. Если в предыдущем образовательном стандарте писалось – ученик должен знать, ученик должен уметь, то в новом стандарте описываются структуры планируемых результатов по блокам: выпускник научится, выпускник получит возможность научиться

    Очень серьёзная проблема - подготовка педагогических кадров.. Сегодня на первый план выходят такие слагаемые профессиональной готовности педагогов, как:

    - компетентности, обусловленные требованиями к результатам освоения основных образовательных программ;

    - компетентности, обусловленные требованиями к структуре основных образовательных программ;

    - компетентности, обусловленные требованиями к условиям реализации основных образовательных программ.

    • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям, а также требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения, учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования. Конкретные параметры к каждому из этих требований также определены в ФГОС НОО. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

    • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

    • комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

    Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе — при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

    Участие выпускников общеобразовательных учреждений республики в этих мероприятиях будет организовано Государственной аттестационной службой системы образования Республики Адыгея.

    Уже в 2010г. будут введены новые требования к качеству образования, будет расширен список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Предполагается, что единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования выпускников. Наряду с этим, будет введен мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором профессии.

    Необходимо будет также привести в соответствие с требованиями ФГОС нормативную базу (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); должностные инструкции работников образовательного учреждения; список учебников и учебных пособий; разработать план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения стандарта и многое другое.

    Вся эта работа ляжет на плечи директоров школ, их заместителей по учебно-воспитательной работе, на руководителей методических объединений учителей.

    Необходимо осмысление самого стандарта, не только представителями управленческого звена, но и самими педагогами, в первую очередь учителями начальных классов; принятие ими стандарта как компонента, который будет определять жизнь школы на протяжении следующих лет.

    Предстоит изменить мышление педагогов, настроить их на инновационный лад, подготовить к восприятию новизны стандарта и научить методам деятельностной педагогики. И это самая сложная задача, которую предстоит решать. Другой важный момент — это повышение квалификации учителей, в первую очередь учителей начальных классов, а также директоров и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, курирующих начальную ступень обучения. Вопросы финансового обеспечения, создания условий, предусмотренных стандартом, потребуют многих умений от директоров школ. Не секрет, что сегодня в Республике Адыгея, у нас в районе, очень мало школ, которые в полной мере будут отвечать всем требованиям по критериям перехода на новый стандарт. И тем не менее всем нам необходимо начинать поэтапную работу в этом направлении.

    В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 декабря 2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (в ред. Федеральных законов от 18.07. 2009 № 184-ФЗ, от ЮЛ 1. 2009 № 260-ФЗ) до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению самого образовательного учреждения.

    Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными приказом Министерства образования российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089, будет осуществляться в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

    Новый 2010 год будет подготовительным к массовому переходу на федеральные государственные образовательные стандарты.

    Массовый переход на ФГОС НОО планируется во всех первых классах общеобразовательных учреждениях Российской федерации с 1 сентября 2011 года.

    Конечно, педагогическая общественность по-разному воспринимает материалы ФГОС НОО. Кто-то видит в них возможность реализовать свои самые сокровенные профессиональные мечты, использовать идею развивающего обучения в системе формирования профессиональных учебных действий. Другие растеряны, потому что являются верными последователями традиционной системы обучения. Очевидно одно - современные условия нашей жизнедеятельности требуют качественных и системных изменений в современном образовании, а средством этих коренных изменений и выступает федеральный государственный образовательный стандарт общего образования нового поколения.

    Сегодня наша дискуссионная площадка – первый шаг в понимание и осмысление стандарта нового поколения. Стандарт должен быть понятен всем пользователям: учителям, ученикам, руководителям школ, органам управления образованием. Поэтому необходима широкая информационно разъяснительная работа на совещаниях, семинарах, педагогических советах, методических объединениях учителей, классных часах, родительских собраниях. Прошу принять самое активное участие в работе нашей площадки. -Что могут предложить на первых этапах нового стандарта учителя, работающие в среднем и старшем звене? Допустим,

    - Как вы видите проблему объединения усилий учителей разных предметов?

    - В наших сельских условиях – какой комплекс мероприятий можно предложить и осуществить по выявлению талантливых и творчески мотивированных детей?

    - Возможно ли переломить стереотип мышления педагогов с большим стажем работы?

    - Аттестация педагогических кадров (обязательное условие работы в школе) - это переосмысление задач, стоящих перед школой нового поколения – согласны ли вы с этим?

    - Как пробудить желание у обучающихся заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям?

    - Готовы ли мы в полной мере создавать свои собственные программы, защищать их? Умеем ли мы это делать?

    Вот небольшой спектр вопросов, по которым хотелось услышать мнение учителей – предметников.